Благодарим сервер Женский клуб "ВЕСТА"
за предоставленные материалы.
Создание семьи никогда не было полностью "частным" делом человека. Любому роду требовалось продолжение, сельской общине - новые работники.
Естественно, старшее поколение старалось "ненавязчиво" подвести молодых к решению о своевременном создании новых семей.
Знакомились парни и девушки, в основном, на сельских праздниках, ярмарках, посиделках. Посиделки организовывались специально для молодежи "брачного" возраста. На посиделки собирались девушки, занимались рукоделием - пряли, вязали, вышивали. Таким образом и проявлялись их умения, и готовилось приданое. Парни приходили на посиделки позже, либо даже, например, в некоторых районах Австрии, просто встречали девушек по дороге домой и провожали.
Посиделки и гуляния часто сопровождались гаданиями. В Италии, например, девушки бросали на горячий под очага лист оливы или мирта, загадывая имя парня. Если лист начинал, нагреваясь, потрескивать, - ожидалась свадьба. Распространены были и гадания с водой, зеркалом, где ночью, при свечах, можно увидеть лицо суженого. Так гадали в России, Испании, Германии. Гадания считались особенно "правдивыми" в праздничные дни и ночи - на Рождество, в Иванов день. Много "магических" ритуалов было связано со свадьбами старших подруг. Коснуться невесты, получить в подарок цветок из ее букета, бант, шпильку - означало для испанских девушек скорое и удачное замужество. И в наше время на свадьбах мечтают поймать букет невесты ее молодые и не очень молодые подруги.
Существовали и более откровенные способы подтолкнуть молодых людей к созданию семьи. Так, в деревнях Тосканы, Пьемонта было принято совершать обряд выбора пробных обрученных. Пары из парней и девушек составлялись по жребию, и им предписывалось вести себя как настоящим обрученным - обмениваться подарками, проводить время вместе. Некоторые "пробные" пары оказывались настолько удачными, что начинали готовиться к настоящим свадьбам. Если же случайный выбор не приводил к сближению, союз расторгался без каких либо последствий.
Схожий обычай существовал и в некоторых землях Германии. Девушек "продавали" с аукциона или разыгрывали "по жребию". При последующей встрече "случайной" пары девушка показывала свое отношение к парню соответствующим подарком. Например, букет овсяных метелок с розой говорил о том, что ее устраивает такой союз, а без розы - нет. Некоторые из этих временных союзов также заканчивались сватовством.
Во многих странах были широко распространены и "ярмарки невест", обычно приуроченные к крестьянским или церковным праздникам. Знакомства, завязавшиеся в такие дни, поощрялись обществом и часто заканчивались сватовством.
За знакомством почти обязательно следовал длительный период ухаживания. Молодые люди получали возможность чаще видеться днем, прогуливаться под руку, часто - в обязательном сопровождении старшей родственницы.
Обычай "ночных ухаживаний" также характерен для Бельгии, Франции, Испании и других стран. Юноши пели под окнами избранниц серенады или беседовали через оконные решетки.
В регламентации отношений этого периода заметен конфликт церковной морали и древних народных обычаев. Формально, близкие отношения до брака осуждались обществом, однако в некоторых областях, например, Бельгии, юга Франции на это закрывали глаза. А если обратиться к истории, например, Руси X-XI века, т.е. к более древним временам, можно заметить, что внебрачные отношения даже поощрялись обществом. Так, молодая одинокая мать становилась завидной невестой, как "подтвердившая" свою способность к рождению сильного, здорового ребенка. Очевидно, к концу XIX века эти "языческие" понятия, в целом, были побеждены церковной моралью, но отголоски их сохранились. Хотя, также характерны и обычаи всяческого осуждения девушек, не сохранивших целомудрия до брака. Отношение к обязательности мужского целомудрия, впрочем, во все времена было гораздо более формальным.
Однако, знакомство и ухаживание были самым началом длинного, часто строго регламентированного процесса создания новой семьи. Следующим этапом становилось обязательное сватовство.
(При подготовке материала использован сборник "Брак у народов Западной и Южной Европы", издательство "Наука", 1989г, а также энциклопедия М.Семеновой "Мы - славяне", издательство "Азбука", 1999г.)
Назад
|